Защитная окраска предназначена для снижения заметности одиночных солдат, оружия, техники и других объектов, сооружений за счет окрашивания поверхностей защищаемых объектов в один цвет, затрудняющий визуальное выделение объектов на фоне местности. Не обязательно цвет защитной окраски должен совпадать с цветом фона. Есть целый ряд цветов, являющихся универсальными, т.е. затрудняющими визуальное выделение маскируемых объектов, практически на любой местности (кроме снежной). Такими цветами являются: хаки, драб, желто-сероватый, серо-зеленоватый, зеленовато-серый, голубовато-серый, серовато-голубой, оливковый. Основными правилами в подборе защитных цветов являются: невозможность однозначно назвать этот цвет, тусклость цвета, матовость.
Вот еще пример того, как безграмотное применение камуфляжной окраски обмундирования может выдать солдата на местности. Это фотоснимок из журнала "Братишка". Интересно, что автор статьи, рассказывая о действиях спецназа в Чечне, иллюстрирует этим снимком способность спецназовцев действовать скрытно и внезапно для противника. Темно-зеленый комбинезон с желтыми пятнами четко выделяет фигуру бойца на фоне выгоревшей травы и осенних листьев. А ведь обычное солдатское обмундирование серовато-грязно- желтого цвета в данном случае гораздо лучше бы скрыло солдата. Наблюдателю он бы представлялся бы чем-то вроде бугорка обнаженного грунта. А здесь зеленый цвет, совершенно неестественный на данной местности просто кричит, привлекает внимание.
Защитная окраска в большинстве случаев предпочтительнее так называемого камуфляжа. При ее использовании не меняется заметность объекта при его движении, при сезонных изменениях цветности местности, при переходе объектов с одного типа местости на другой. Так исследования показали, что однотонный цвет русского полевого обмундирования (желто-сероватый) наименее заметен как на растительном фоне, так и на фонах горном, пустынном, городском, фоне обнаженного грунта.
Впрочем цвет немецкого обмундирования времен Второй Мировой войны, так называемый "фельдграу" (грязновато-зеленовато-серый) в маскирующих свойствах вряд - ли уступает русскому, кроме пустынно-песчаной местности и фона выгоревшей травы в летнее время.
Защитная окраска в Российской Армии используется как заводская для военной техники (цвета оливковый или темновато-зеленый) и как одна из основных окрасок полевого обмундирования (цвета хаки или грязно-серый). На рисунках показаны защитные окраски БТР-80 и российского полевого обмундирования.
Защитная окраска также обычно используется как основная при окрашивании техники и объектов в иные виды маскировочной окраски.
Стрелковое оружие, как правило, маскировочному окрашиванию не подлежит, т.к. из-за малых его размеров на заметность бойца оно практически не влияет. Следует лишь исключить отблескивание оптики, неокрашенных металлических частей.
Во всех случаях защищаемые поверхности не должны давать отблесков, блестеть, иметь глянец. Если в окраске обмундирования матовость окраски достигается самой фактурой ткани, то при окрашивании техники следует избегать применения лаков, растворителей, дающих гладкую поверхность, эмалевых красок. Полезно добавлять в краску (или наносить на свежий, невысохший слой краски) мел, песок, опилки и т.п.
Этот вид маскировочной окраски в последние годы приобрел характер военной моды. Считается, что пятнистое обмундирование, техника, разукрашенная разноцветными пятнами придают солдатам и машинам очень воинственный вид с оттенком таинственности, избранности, принадлежности к особой касте. Этой моде оказались подвержены не только юные солдаты, молоденькие лейтенанты, но и убеленные сединой генералы. Дело дошло до того, что милиционеры, которым это и вовсе ни к чему (при необходимости можно и следует воспользоваться армейским камуфляжем), изобрели для себя серо-черно-бело-синий камуфляж (что само по себе в высшей степени безграмотно - черный и белый - самые заметные цвета). На парадах стало модно выходить не в парадной форме, а в пятнистых комбинезонах, украшенных золотыми погонами, аксельбантами, разноцветными нашивками.
Но если в мирных условиях к этой моде можно относиться со снисходительностью, то в боевых условиях безграмотное, бездумное использование этого вида маскировочной окраски может принести вместо пользы огромный вред (и приносит!). Вместо того, чтоб скрыть, спрятать бойца, превратить его для противника в нечто неопределенное, камуфляж может выделить его на фоне местности, помочь распознать среди остальных людей, превратить в отчетливо видимую мишень.
Деформирующая окраска снижает заметность маскируемых объектов по цветности несколько меньше, чем защитная. Однако она обладает рядом преимуществ. Основное ее преимущество заключается в том, что для человека психологически легче выделить на местности объекты знакомые по внешним очертаниям и рисунку внутренних деталей, а деформирующая окраска искажает внешние контуры и затрудняет идентификацию обнаруженного объекта по его внутренним деталям. Например, наблюдатель заметил на местности наличие бронеобъекта, но его деформирующая окраска помешает наблюдателю определить наличие и размещение на проекции объекта дверей, люков, бойниц, ящиков, канистр. Следовательно, он не может однозначно распознать объект как танк, тягач, или бронетранспортер, его тип, марку, а следовательно, и расстояние до объекта, направление и скорость движения объекта.
Недостатком деформирующего окрашивания является большая, чем для защитной окраски зависимость от окружающего фона. Например, объект хорошо скрывающийся на фоне летнего растительного фона станет очень заметным на фоне осеннего растительного фона; объект, окрашенный контрастными пятнами и незаметный в солнечный день многоцветным ярким пятном выделится на фоне туманного утра.
Таким образом, если защитная окраска является достаточно универсальной, то применение деформирующего окрашивания требует от командира ясного и четкого представления решаемой задачи маскировки, учета очень многих факторов (изменение цветности фона от времени суток, погоды, сезона, влияние огневого воздействия противника на цветность местности и т.д.). Требует наличия ассортимента красок, времени на перекрашивание, что во фронтовых условиях затруднительно, а часто и просто невозможно.
«Камуфляж» не является изобретением сегодняшнего дня. Его применяли еще в Первую Мировую войну. Однако длительный опыт этой и многих последующих войн не выявил явных преимуществ деформирующей окраски при ее массовом применении, в то время как она требует значительных материальных затрат и трудозатрат.
Основными типами деформирующей окраски являются: мелкопятнистая, иначе называемая дробящей и крупнопятнистая, иначе именуемая искажающей. Края цветовых пятен могут быть резко очерченными или расплывчатыми. При мелкопятнистом окрашивании чаще применяются пятна резко очерченные.
Пример мелкопятнистой дробящей окраски танковой башни. Такой тип окраски, в частности, применяется для маскировки в летнее время огневых точек (танковых башен), расположенных в кустарнике, среди низкорослых мелколистных деревьев (березовая роща) в укрепленных районах (УР). С наступлением осени цветность пятен следует менять.
Пример крупно- пятнистой искажающей окраски вертолета для пустынной местности. Рисунок хорошо показывает большую заметность машины при ее полете на растительном фоне. Это пример того, как вертолет малозаметный при полете на низких высотах в пустыне, становится отчетливо видным, когда набирает высоту или оказывается над "зеленкой".
Пример мелкопятнистой окраски обмундирования солдата. Существуют варианты крупнопятнистой окраски. Некоторое преимущество перед однотонным защитным обмундированием дает на фоне кустарника, невыгоревшей травы. Однако с началом движения заметность солдата несколько возрастет, в то время как однотонная окраска с началом движения заметность солдата не изменит. На снабжении инженерных войск состоят маскировочные комбинезоны свыше ста семидесяти вариантов камуфляжа, которые легко подобрать для действий на конкретной местности. Некоторые типы только для зимы (!): "Снег чистый свежевыпавший", "Снег чистый старый.", "Снег грязный.", "Снег весенний.", "Снег в лесу." "Снег с землей", …. и т.п. и т.д. Комбинезон можно носить как поверх обмундирования и снаряжения, так и вместо обмундирования ( в жаркое время).
Следует отметить, что нередко все маскирующее действие обмундирования, маскомбинезона может свести на нет светлое пятно лица, очень хорошо заметное на большом расстоянии и полностью выдающее бойца ночью. Поэтому в комплекте комбинезона предусмотрено наличие маскировочной маски на лицо и (или) тюбика с гримом для окрашивания лица и рук.
Примечание: Очень часто в литературе, на телевидении маскировочный комбинезон (маскировочный костюм) совершенно безграмотно называют "масхалат". В бане халат одевают! Но не на поле боя.
В настоящее время в нашей стране ведутся разработки несколько иного принципа деформирующей окраски. Смысл ее заключается в переменной интенсивности окрашивания объекта от края к краю, примерно так, как показано на этом рисунке.
Идея состоит в том, что не изменяя видимость объекта (решение задачи снижения заметности объекта решается традиционными способами), заставить стрелка противника (наводчика) сместить в требуемую нам сторону точку прицеливания, а следовательно, снизить или вовсе исключить вероятность попадания в цель.
Работы эти пока находятся на начальной стадии, но первые результаты обнадеживающие. На схеме показаны результаты обстрела неподвижной мишени пятью выстрелами. Мишень, имеющая традиционную однотонную окраску помещалась на светлый, а затем на темный фон. Затем то же самое выполнялось для мишени имеющей окраску с изменяющейся интенсивностью окраски. Во всех случаях не ставилось задачи скрыть мишень на фоне местности. Во всех четырех случаях стрелок видел мишень хорошо и наводил оружие в центр мишени (по его словам). Эти опыты проводились неоднократно со сменой стрелков. Результат всегда был примерно такой же. Смещение средней точки попадания от центра мишени увеличивается при стрельбе по движущейся в боковую сторону мишени. При скорости более 8-10км. в час средняя точка попадания выходит за пределы контура мишени.
Очевидно смещение точки попадания связано не с лучшей заметностью светлой стороны мишени на темном фоне и наоборот, а с возникновением подсознательного ощущения того, что мишень не является неподвижной, а смещается или же поворачивается. И столь же подсознательно стрелок смещает точку прицеливания